10 Мая, 10:09
Этот человек погиб через несколько секунд после того, как был сделан снимок. Это фото носит название «Комбат». Оно не является постановочным и не является кадром из фильма.
12 июля 1942 года возле села Хорошее фотограф Макс Альперт успел сделать снимок человека, поднявшего роту солдат в атаку, и тут же осколок снаряда разбил камеру. Фотограф решил, что кадры испорчены и не стал записывать имя человека, которого сфотографировал. Уже позже, проявляя пленку, он увидел, что кадр получился превосходным.
Личность человека на фото через некоторое время определили – его звали Алексей Гордеевич Еременко. Вот что рассказал о тех событиях очевидец, Александр Матвеевич Макаров:
"Фашисты бросались в атаку за атакой. Было много убитых и раненых. Наш сильно поредевший полк отбивал уже десятую или одиннадцатую атаку.Гитлеровцы лезли напролом к Ворошиловграду (Луганску), до которого оставалось около тридцати километров. К концу дня был ранен командир роты. После ожесточенной бомбёжки, при поддержке танков и артиллерии, фашисты пошли в очередную атаку. И тогда, поднявшись во весь рост, со словами: «За мной! За Родину! Вперед!», Еременко увлек за собой роту навстречу цепям гитлеровцев. Политрук погиб, но атака была отбита".
Несмотря на то, что Алексей Еременко имел должность младшего политрука, мир запомнил его как безымянного комбата. Дело в том, что возясь с разбитым аппаратом в окопе , фотограф некоторое время не следил за обстановкой, но услышал, как по цепи передали: «Комбата убили». Имя и должность командира остались автору неизвестны, но услышанное дало впоследствии повод назвать снимок именно так.
#История https://artsgtu.ru/blog/ca...
#ВОВ https://artsgtu.ru/blog/ca...
12 июля 1942 года возле села Хорошее фотограф Макс Альперт успел сделать снимок человека, поднявшего роту солдат в атаку, и тут же осколок снаряда разбил камеру. Фотограф решил, что кадры испорчены и не стал записывать имя человека, которого сфотографировал. Уже позже, проявляя пленку, он увидел, что кадр получился превосходным.
Личность человека на фото через некоторое время определили – его звали Алексей Гордеевич Еременко. Вот что рассказал о тех событиях очевидец, Александр Матвеевич Макаров:
"Фашисты бросались в атаку за атакой. Было много убитых и раненых. Наш сильно поредевший полк отбивал уже десятую или одиннадцатую атаку.Гитлеровцы лезли напролом к Ворошиловграду (Луганску), до которого оставалось около тридцати километров. К концу дня был ранен командир роты. После ожесточенной бомбёжки, при поддержке танков и артиллерии, фашисты пошли в очередную атаку. И тогда, поднявшись во весь рост, со словами: «За мной! За Родину! Вперед!», Еременко увлек за собой роту навстречу цепям гитлеровцев. Политрук погиб, но атака была отбита".
Несмотря на то, что Алексей Еременко имел должность младшего политрука, мир запомнил его как безымянного комбата. Дело в том, что возясь с разбитым аппаратом в окопе , фотограф некоторое время не следил за обстановкой, но услышал, как по цепи передали: «Комбата убили». Имя и должность командира остались автору неизвестны, но услышанное дало впоследствии повод назвать снимок именно так.
#История https://artsgtu.ru/blog/ca...
#ВОВ https://artsgtu.ru/blog/ca...
На сегодняшний день существуют несколько авторских версий создания снимка, которые можно разделить на две группы — собственно авторские, и те, которые от имени Макса Альперта распространяли авторы различных публикаций. К первой группе относится рассказ из автобиографической книги, датированный 1962 г.
Дело было так. В штабе полка мне указали батальон, впервые присланный на передовые позиции. Ему предстояло на следующий день выбить немцев с захваченной ими накануне высоты. Я отправился к окопам, в которых расположился батальон. Разыскал командира батальона, назвал ему себя. Он оказался простым, общительным человеком, служившим до войны в конторе какого-то завода. Солдаты, разговаривая вполголоса, сосредоточенно готовились к предстоящему выступлению, чистили и проверяли оружие, снаряжение, писали письма родным… Я получил согласие комбата неотлучно находиться в эти решающие минуты возле него. Как только был отдан приказ о выступлении, солдаты в полном боевом снаряжении вышли из окопа и залегли. Комбат вышел из блиндажа следом за ними.
Повернувшись по направлению к бойцам, высоко над головой подняв револьвер, он в патриотическом порыве звал бойцов в наступление… В те считанные секунды, когда комбат приказывал бойцам действовать, я наблюдал за ним через видоискатель «Лейки», оставаясь в блиндаже, у его входа. С той «нижней точки съёмки» и сфотографировал комбата в момент его большого душевного напряжения.[1]
После того, как героем снимка был назван А. Г. Ерёменко, эта версия М. Альпертом была изменена и в 1971 г. в документальном фильме «Бессмертное мгновение (укр. Безсмертна мить)» Украинской студии хроникально-документальных фильмов он сказал следующее:
Будучи военным фотокорреспондентом ТАСС, находясь на Южном фронте, под Ворошиловградом, в батальоне, мне удалось сделать редкий снимок. А было дело так. Шёл большой жаркий бой с фашистами. Офицер поднялся из окопа и призвал бойцов в бой. Под громким криком «Ура!» бойцы бросились в атаку и завязался горячий бой. В это время я сфотографировал командира, который призвал бойцов в атаку.[2]
Вторая группа версий сформирована в семидесятых-восьмидесятых годах XX в. Впервые версию от имени фотографа опубликовал украинский журналист Александр Авраменко в 1970 г. Цитируем в переводе с украинского: «Этот снимок сделан мною в 1942—1943 годах (точно не помню, но если дата важна — смогу уточнить) под Ворошиловградом. Воинская часть пришла из резерва. В то время мы не писали названий воинских частей. Однако самое неприятное в истории этого снимка то, что я не помню фамилию комбата, не записал её. Ошибка моя в том, что сфотографирован политрук, который был старшим в части, а я назвал его комбатом». В этой же публикации приводится текст письма, в котором М. Альперт сообщал И. А. Ерёменко, что именно его отец запечатлён на снимке: «Уважаемый Иван Алексеевич, рад сообщить Вам, что после консультаций с моими товарищами и специалистами мы пришли к выводу, что Комбат — Ваш отец».[3] В следующей публикации А. Авраменко рассказал о попытке уточнить некоторые детали: «Разыскиваю московский телефон Альперта, рассказываю о своих сомнениях. Отвечает: — Да, фото сделано в 1941-м. Совсем недавно мне удалось уточнить: это было осенью. Наши войска отступали, снимок атаки не пошёл в газету, а позже сменилась форма одежды».[4] Подробности съёмки от имени фотографа дважды рассказывал Николай Ночовный. Впервые он сделал это в 1974 г.[5] Другая версия была записана весной 1970 года:
Случилось так, что я не успел записать фамилию офицера. Был сильный бой, ориентироваться приходилось с трудом. Помню, выбрал окопчик немного впереди линии обороны. Началась сильная бомбардировка. Потом артподготовка. Фашисты пошли в психическую атаку. И вдруг недалеко от меня поднялся во весь рост офицер, а за ним и бойцы. Я успел нажать спуск своей камеры, после чего осколок вражеского снаряда разбил телеобъектив. Думал, что кадр испортился. Когда проявил плёнку, изображение на негативе вышло качественным. Почему назвал того офицера комбатом? Сразу же после того, как снял, по цепи пронеслось: «Комбата убили». Вот и подумал, что это он. Позже хотел узнать его фамилию, но меня срочно вызвали в штаб полка. Этот рассказ журналисты записали в свои блокноты в начале весны 1970 года.[6]
Дело было так. В штабе полка мне указали батальон, впервые присланный на передовые позиции. Ему предстояло на следующий день выбить немцев с захваченной ими накануне высоты. Я отправился к окопам, в которых расположился батальон. Разыскал командира батальона, назвал ему себя. Он оказался простым, общительным человеком, служившим до войны в конторе какого-то завода. Солдаты, разговаривая вполголоса, сосредоточенно готовились к предстоящему выступлению, чистили и проверяли оружие, снаряжение, писали письма родным… Я получил согласие комбата неотлучно находиться в эти решающие минуты возле него. Как только был отдан приказ о выступлении, солдаты в полном боевом снаряжении вышли из окопа и залегли. Комбат вышел из блиндажа следом за ними.
Повернувшись по направлению к бойцам, высоко над головой подняв револьвер, он в патриотическом порыве звал бойцов в наступление… В те считанные секунды, когда комбат приказывал бойцам действовать, я наблюдал за ним через видоискатель «Лейки», оставаясь в блиндаже, у его входа. С той «нижней точки съёмки» и сфотографировал комбата в момент его большого душевного напряжения.[1]
После того, как героем снимка был назван А. Г. Ерёменко, эта версия М. Альпертом была изменена и в 1971 г. в документальном фильме «Бессмертное мгновение (укр. Безсмертна мить)» Украинской студии хроникально-документальных фильмов он сказал следующее:
Будучи военным фотокорреспондентом ТАСС, находясь на Южном фронте, под Ворошиловградом, в батальоне, мне удалось сделать редкий снимок. А было дело так. Шёл большой жаркий бой с фашистами. Офицер поднялся из окопа и призвал бойцов в бой. Под громким криком «Ура!» бойцы бросились в атаку и завязался горячий бой. В это время я сфотографировал командира, который призвал бойцов в атаку.[2]
Вторая группа версий сформирована в семидесятых-восьмидесятых годах XX в. Впервые версию от имени фотографа опубликовал украинский журналист Александр Авраменко в 1970 г. Цитируем в переводе с украинского: «Этот снимок сделан мною в 1942—1943 годах (точно не помню, но если дата важна — смогу уточнить) под Ворошиловградом. Воинская часть пришла из резерва. В то время мы не писали названий воинских частей. Однако самое неприятное в истории этого снимка то, что я не помню фамилию комбата, не записал её. Ошибка моя в том, что сфотографирован политрук, который был старшим в части, а я назвал его комбатом». В этой же публикации приводится текст письма, в котором М. Альперт сообщал И. А. Ерёменко, что именно его отец запечатлён на снимке: «Уважаемый Иван Алексеевич, рад сообщить Вам, что после консультаций с моими товарищами и специалистами мы пришли к выводу, что Комбат — Ваш отец».[3] В следующей публикации А. Авраменко рассказал о попытке уточнить некоторые детали: «Разыскиваю московский телефон Альперта, рассказываю о своих сомнениях. Отвечает: — Да, фото сделано в 1941-м. Совсем недавно мне удалось уточнить: это было осенью. Наши войска отступали, снимок атаки не пошёл в газету, а позже сменилась форма одежды».[4] Подробности съёмки от имени фотографа дважды рассказывал Николай Ночовный. Впервые он сделал это в 1974 г.[5] Другая версия была записана весной 1970 года:
Случилось так, что я не успел записать фамилию офицера. Был сильный бой, ориентироваться приходилось с трудом. Помню, выбрал окопчик немного впереди линии обороны. Началась сильная бомбардировка. Потом артподготовка. Фашисты пошли в психическую атаку. И вдруг недалеко от меня поднялся во весь рост офицер, а за ним и бойцы. Я успел нажать спуск своей камеры, после чего осколок вражеского снаряда разбил телеобъектив. Думал, что кадр испортился. Когда проявил плёнку, изображение на негативе вышло качественным. Почему назвал того офицера комбатом? Сразу же после того, как снял, по цепи пронеслось: «Комбата убили». Вот и подумал, что это он. Позже хотел узнать его фамилию, но меня срочно вызвали в штаб полка. Этот рассказ журналисты записали в свои блокноты в начале весны 1970 года.[6]
11:34 - 10 Мая 2022
В ответ Artem на его Публикация
Только люди, упомянутые в этом сообщении пользователем sochi, могут отвечать